Меню навигации+

Восхождение на Trus Madi

Опубликовано Окт 22, 2016 в Путешествия

7n4b7547

В каждом путешествии должна быть своя изюминка, жемчужина. В нашем трипе по Малазии такой жемчужиной (во всяком случае для меня) было восхождение на гору Трус Мади на острове Борнео. Вообще изначально мы планировали конечно идти на Кинабалу как самую высокую и раскрученную вершину Малайзии. Трус Мади всего 2642 м против 4095 м у Кинабалу. Про нее толком на русском языке-то и не написано нигде. И мы про нее не больно-то что-то знали. Но в июне 2015 группа туристов устроила фотосессию топлесс на вершине Кинабалу, чем по версии религиозного сообщества острова Борнео сильно разгневала богов (гора-то у них священная). И долбануло землетрясение с эпицентром как раз в районе Кинабалу, человеческими жертвами и разрушениями. Тропу в некоторых местах разворотило и гору закрыли для восхождений. Мы туда прибывали в августе, надежда некоторое время сохранялась, так как администрация национального парка Кинабалу кормила нас обещаниями, что все вот-вот восстановят. Но маршрут в итоге оставался закрытым еще полгода и мы стали искать альтернативы. И тут на глаза попалась другая невзрачная на первый взгляд вершина — Trus Madi. Мы изучили вопрос и в конечном итоге решили штурмовать ее.

По прошествии времени я нашел немало плюсов в том, что мы пошли именно туда:

1. Нераскрученное, нетуристическое, а значит более интересное с исследовательской точки зрения место. Типа мы охренеть какие путешественники, а не просто туристы.
  2. Маршрут для восхождения по отзывам и описаниям сложнее, чем на Кинабалу. А это значит, что мы типа охренеть какие спортсмены.
  3. На вершине стало ясно — когда ты находишься на Кинабалу, то ты не видишь самой Кинабалу. А она даже изображена на флаге штата Сабах, то есть весьма хотелось бы взглянуть воочию на столь важное сооружение. А с Трус Мади Вид на гору открывался совершенно шикарный.

Минусы тоже конечно есть. Во-первых, собственно, мы не попали на Кинабалу, во-вторых не получили высотного опыта выше 4 тыс. (чего мне тогда хотелось весьма, хотя, говорят, 4000 м на экваторе ощущаются совсем не так как 4000, скажем на Эльбрусе, а вернее вообще никак не ощущаются), не заценили как меняется растительность от тропиков к саваннам вплоть до голых камней. Ну и все же хотелось поставить галочку напротив высочайшей вершины Малайзии.

В ЮВА (Юго-восточной Азии) принято обдирать белых туристов. Поэтому просто так подняться на гору мы не могли — надо было обязательно получать разрешение в штате Сабах и брать гида через местную турфирму. Все это дело влетало в копеечку. В принципе, мы нашли пару отчетов о том, как ребята с палатками поднимались без всяких гидов. Но с нами был Димон, который поставил жесткое условие — никаких палаток. К тому же было неясно насколько строгий контроль в начале подъема, и вообще не больно-то мы опытные походники, чтоб делать это все самостоятельно по навигатору. Есть с этой горой и еще одна проблема — она находится в жопе, и не так-то просто самим туда добраться, а если идти значительную часть не самого простого маршрута пешком, то это бы потребовало значительно больше времени, которого у нас не было.

Как обычно мы провели скрининг возможных контор, которые предлагают туры. У всех это all inclusive, включающий транспортировку из Кота Кинабалу, подъем до старта маршрута на внедорожнике 4х4, питание, ночлег в хижине и возврат обратно в отель в Кота Кинабалу, и все это в сопровождении гида. Ценники немалые, в среднем в районе 300 долларов с человека за 2 дня. Всех контор, с которыми я пообщался за это время и не упомнишь, в итоге мы конечно выбрали самый дешевый вариант: Tropical Mountan Holidays Sdn, Bhd. Это так контора называется. Не помню уж как я их нашел. У них даже сайт сейчас не работает, а на Facebook последнее сообщение датировано 2014 годом. Мы с ними долго обсуждали и торговались, в итоге сошлись на 211 долларов с человека, при условии что «мы всем расскажем какие они крутые чуваки» (формулировка была примерно такая). Естественно мы согласились. Сейчас я расскажу какие это были крутые чуваки. Кстати почта у меня сохранилась, мало ли кому пригодится: tmhtimbou@yahoo.com.

Бабло нужно было перевести заранее (50%). Немного стремно было пересылать на другой конец земного шара приличную сумму денег в шарашкину контору, но я обычно не парюсь на эту тему и все прошло ок. Точно помню, что делал через сбер, но забыл тип перевода. В общем комиссия конечно была, но за 422 переведенных доллара мы заплатили что-то типа 2600 тр комиссии.

Немного по экипировке. Сейчас я подсел на различное туристическое снаряжение, но тогда хотелось отделаться малой кровью. Вот список необходимого, почти ничего особо специального:

• Рюкзак литров на 20-30, короче просто обычный рюкзак. Потребуется чтобы положить бутылку воды небольшую и мб какую шоколадку (основную еду, воду и т.д. для ужина и завтрака поднимают портеры), теплую одежду.
  • Обувь пойдет любая удобная типа кроссовок. Половину трека вообще идти по лестнице нужно, что не предъявляет никаких требований к экипировке. На штурме вершины становится мокро и склизко — по сути шли по земле, местами размытой дождями до состояния каши. Где-то уклон очень крутой, позли по корням деревьев, но я бы не сказал, что с кроссовками бы там что-то не получилось. Идеальным же решением стало приобретение за 200 р. местных резиновых бутсов, которые там называют Adidas Kampung (деревенские адидасы). Их можно купить в любом обувном магазине, мы нашли просто в торговом центре. Офигенная штука, не думал, что будет такой удобной. Их основное преимущество помимо цены — огромные шипы на подошве. Подошва очень тонкая, и я думал, что будет неудобно идти, но за два дня использования вообще никаких вопросов не возникло.
  • В этих местах бывает довольно мокро, поэтому обязательно нужна куртка типа ветровки. Если не хочется мокнуть и есть возможность, то в идеале мембранная куртка. Тогда можно остаться сухими даже в случае затяжного дождя. Вообще по просмотренным отчетам сложилось впечатление, что мокро там бывает очень часто.
  • На вершине весьма прохладно (градусов 8-10 утром), обязательно нужен какой-нибудь свитер, толстовка, флиска и тд.
  • Основные виды зацепов при подъеме — корни деревьев, поэтому нужны плотные перчатки. Обычные огородные с пупырышками за 30 р. отлично подойдут. Я шел в велосипедных, но все же предпочел бы защитить в том числе и пальцы.
  • На ноги нужны просто плотные штаны, чтобы все нахрен не расцарапать.
  • Важный момент — налобные фонарики. Без них идти вообще не вариант, поскольку выход на вершину — в 2 ночи. Пойдет любой в принципе, я второй год подряд использую китайский нонейм, вроде пока жив, правда батарейки, сволочь, жрет быстро. Рекомендуется всегда иметь комплект запасных батареек, хотя бы один на группу.

Из основного, пожалуй, все. Каски не нужны, камней там почти нет. Вся тропа идет через густые джунгли. Были опасения насчет насекомых, комаров и пиявок. Но не встретили ни тех, ни других. На комаров, говорят, не сезон был (август), да и вроде как выше 1000 м они не особо поднимаются. С пиявками то ли тоже не сезон, то ли не водятся они там. Ничего не было. Если хочется перестраховаться — советуют покупать противопиявочные носки, но мы таких найти не смогли, не так они популярны, как адидас кампунг.

Относительно необходимой физической формы пишут всякое — везде что-то вроде well fitted, что это будет жестко и т.д. На деле же с нам был Хан и его порядка 90 кг веса, которые он вполне успешно, хоть и не без труда затащил на самый верх. Пришлось ему тяжко, но ведь справился и даже общий темп выдержал, хоть и не well fitted. Мое мнение — любой здоровый человек туда поднимется, а дальше уже вопрос насколько тяжело это будет для него.

Еще один момент — медицинская страховка. Она нужна, никто из нашей прекрасной конторы не смог нам сказать точно тип страховки, как-то мы это дело оставили на последний момент. Я думал, купим на месте, но все конторы закрываются рано, открываются поздно, никто не знает какой тип страховки нужен. В общем закончилось тем, что потратив час на поиски уже утром перед отправлением, мы с удивлением узнали, что страховка уже included, хотя до этого несколько дней обсуждалось с нашими гидам где бы ее нарулить. Вообще все это конечно не дело, но мы забили и решили, included, так included. Димон при подписании договора попытался выяснить какие действия будут предприниматься при несчастном случае, но ничего из разговора вынести не удалось. Вообще страховка на подобного рода мероприятия — вопрос отдельный. Я в нем некомпетентен, но это типа важно).

Для желающих прилагаю наше расписание на маршруте (itinerary).

Выехали мы из Кота-Кинабалу в районе 10 утра. Доехали до деревушки Тамбунан, где подписали договор, отдали бабло и пообедали в местной забегаловке. Ехать в целом довольно долго, часа, наверное 2. А потом еще примерно час или два.

7n4b7130 7n4b7163

Не скажу, что маршрут очень живописный, достаточно безынтересные плоские холмы. По дороге заехали заценить раффлезию. На Борнео это очень популярная штука, огромный цветок, достигающий 1 метра в размере. То, что удалось посмотреть нам, было весьма разочаровывающим — сантиметров 20. Была еще одна дохлая — черная. Ну ладно, галочку поставили.

7n4b7152 7n4b7150

Прикольно стало, когда нормальная дорога кончилась, и мы под большим уклоном поехали по бездорожью. Местами машина прям подпрыгивала, с трудом штурмуя крутые участник дороги. Наконец мы прибыли к старту маршрута. Там намазались всякими репеллентами и штуками от комаров по настоянию Димона. Малазийцы над нами ржали. В принципе за все наше пребывание в Малайзии (август 2015) меня не укусил ни один комар.

7n4b7205

Первый отрезок оказался довольно скучным. Идешь себе несколько километров по лестницам в глухом лесу и ничего толком не видишь. Деревья и вообще растительность конечно очень крутые. Но я предпочел бы пробираться через них с мачете, это то, чего ты ждешь от прогулки по джунглям. Но все уже прорублено до нас.

7n4b7254 7n4b7258 7n4b7259 7n4b7275 7n4b7287 7n4b7308 7n4b7316 7n4b7319 7n4b7325

Так мы протопали часа четыре, наверное и примерно часам к 5 вечера пришли к хижине, в которой нас ждал ужин и ночлег. Наши «гиды» плелись сзади с едой и водой. Мы поначалу пытались их донимать разными вопросами, но довольно быстро поняли, что они не шарят, им пофиг, и делать они ничего не хотят.

Хижина там весьма простецкая, но все необходимое есть, даже туалет с кучей насекомых. Вообще любителям насекомых вечером там понравится, поскольку на свет слетается много этой мерзости.

7n4b7335 7n4b7344 7n4b7345

Нам повезло встреть в хижине еще одну большую группу, которая в момент нашего прихода доедала ужин, с которым с нами поделились. Не уверен, что с нашими прекрасными гидами нам бы удалось так же плотно и вкусно покушать. В этой группе кстати были отличные гиды и даже одна русскоговорящая девушка. Это было своеобразное сообщество любителей орхидей, которых на Борнео типа дофига, и они ходили по горам и национальным паркам и заценивали всякие виды орхидей. Нам парочку показали, но я не проникся.

Выдвигаться на штурм вершины было решено в 2 ночи. Что самое забавное, решение было принято нами, а не нашими «опытными гидами», которым было откровенно впадлу вставать в такую рань. Но нормальные ребята сообщили, что если хотим встретить рассвет, надо выходить край в 2 ночи. Правда вся эта группа с нормальными гидами вообще забила на рассвет и выдвинулись они чуть ли не в 8 утра. С нами пошла только русскоговорящая девушка, и, что было весьма полезно, один гид из их группы. Наш плелся где-то в конце и уже даже не пытался как-то повлиять на происходящее.

Вот этот подъем уже был сложным и интересным. Уклон местами достигал наверное 60-70 градусов. На сложных участках были провешаны веревки. Карабкались по корням деревьев и этим веревкам. Тропа одна, потеряться невозможно. Навернуться можно, но если что, падать недалеко и не на камни, а на землю.

7n4b7358 7n4b7359 7n4b7360 7n4b7362 7n4b7366 7n4b7372 7n4b7373 7n4b7375

С погодой очень повезло, было сухо и ясно. Прошаренный гид сказал, что если в 3 часа ночи небо звездное, значит скорее всего рассвет будет красивым. Так оно и оказалось. К 6 утра мы подошли к смотровой площадке, где наблюдали за рассветом. Ветра не было, но все замерзли (не больше 10 градусов была температура). Так что все теплые вещи оказались очень кстати. Но никто (или во всяком случае я) не хотел уходить, пока солнце окончательно не поднялось. Уж больно красивое зрелище и уж больно длинный путь был ради него проделан.

7n4b7399 7n4b7408 7n4b7410 7n4b7414 7n4b7417 7n4b7462 7n4b7489 7n4b7505 7n4b7517 7n4b7538 7n4b7547 7n4b7552 7n4b7555 7n4b7572

Ну и, как я писал ранее, мы получили отличную возможность полюбоваться вершиной Кинабалу. Вот кстати для сравнения как она выглядит на флаге штата Сабах:

flag_of_sabah-svg

Дальше мы поднялись еще чуть выше до вершины горы, попутно сфотографировавшись с еще одним популярным в этих краях цветочком Непентесом. Это такая штука, которая охотится на насекомых, у нее огромный резервуар, куда попадают насекомые, где собственно перевариваются. Прошу обратить внимание, что в процессе съемок ни один цветочек не пострадал, за этим там следят.7n4b7587 7n4b7622 7n4b7631 7n4b7648 7n4b7658 7n4b7660 7n4b7661 7n4b7669 7n4b7676 7n4b7685 7n4b7690 7n4b7691 7n4b7695 7n4b7702

Часам к 9 утра все полностью затянуло облаками и группа, которая поднималась за нами, конечно же ничего не увидела. Я же был полностью удовлетворен.

Обратный путь был так же непрост. К тому же все уже были уставшие и голодные. К середине дня мы спустились к нашей машине и к вечеру, уже в темноте, нас доставили до гостиницы в Кота Кинабалу.

Опыт очень интересный, всем рекомендую. Хотя стоит признать, что  большинстве отчетов, что я писал, вида с вершины не было из-за плохой погоды, а это бы сильно испортило впечатления. Так что риск велик. На Борнео помимо Трус Мади и Кинабалу есть еще третья относительно популярная вершина и даже есть туры «Три вершины Борнео» или как-то так, при таком раскладе будет 3 попытки застать правильный рассвет).