Меню навигации+

Восхождение на Триглав

Опубликовано Янв 1, 2015 в Путешествия

Триглав — высочайшая вершина Юлийских альп (статья в Википедии). На самом деле не ахти какая высокая, 2864 м. Но тем не менее крайне почитаемое в Словении место. Там еще здоровый заповедник, и в целом природа красивая. А еще в тех краях живет Кадин и этим летом была свадьба у Славика. Но этим вопросам и людям будут посвящены отдельные посты.

Для словенцев забраться на Триглав — must do, она у них даже на национальном флаге изображена. Для меня это был первый экспириенс хождения по горам и экспириенс крайне интересный. Путей восхождения существует весьма немало, от простых для ребят вроде меня до замороченных, для задротов. О маршрутах неплохо написано здесь. Идти самостоятельно в моем случае было бы слишком самонадеянно. Поэтому я озаботился поиском гида. Я писал в несколько мест

• местные ребята, ничего мне судя по всему не ответили
  • вот еще нашел у себя почту — oksana.zigilj@helia.si , летом 2014 за 2 дня услуги гида стоили 240 евро с учетом ночлега
  • вот сайт русских ребят, почему то на момент написания статьи не работал.
  • вот еще какой-то сайт, где тоже можно запросить стоимость гида
  • mitjasorn@gmail.com — нашел у себя в переписке — этот товарищ хотел 200 евро.

Из всех вариантов наиболее подходящим для меня был — идти с Андреем Будановым (почта mivsloveniji@yandex.ru), русским чуваком, живущим в Любляне. Ценник был в тот момент всего 70 евро, что и стало для меня определяющим фактором, хоть я и не прочь был пообщаться с местными. Мы без проблем обо всем договорились и старт был назначен на 25 августа. На тот момент я находился в Бледе. Гид заехал за мной на машине (кстати перемещение к Поклюке, откуда мы начинали собственно, восхождение, стоило, по-моему 50 евро, но самостоятельно туда добраться не представлялось для меня возможным), в принципе в тех местах все довольно компактно, что Любляна, что Блед, что Бохинь и т.д., в целом находятся не особо далеко. У нас было 2 дня без запаса, потому что утром 27го я уже вылетал из Любляны в Москву. Поэтому встать пришлось рано. План был таков — в 9 утра стартуем с Поклюки, к вечеру подходим к домику Планика (там на маршруте есть несколько хижин, где можно перекусить, отдохнуть, набрать воды, переночевать и т.д.), там ночуем. Эта хижина находится уже неподалеку от вершины. На второй день рано утром поднимаемся на вершину, и сразу обратно. При составлении маршрута нам пришлось учитывать несколько факторов:

• Я не особо физически готов к длительным походам (в сумме за 2 дня мы прошли километров 40)
  • С погодой отчаянно не везло. Всю свадьбу на Бледе лил ливень и мой поход вообще стоял под вопросом.

Таким образом, маршрут должен был быть максимально коротким, но при этом достаточно безопасным. В конечном счете из-за погоды нам пришлось его корректировать по ходу.

От Бледа до Поклюки мы доехали где-то за час, мб полтора. Там я наконец достал свой фотоаппарат, но снимать было особо нечего, небо было хмурое и обещало скудный фотоулов.

Минимум амуниции для комфортного и безопасного восхождения (по рекомендациям гида и вообще рекомендациям в интернете):

— каска (+10 к защите, +5 к стилю, -3 евро за аренду). Вещь полезная, и падать комфортнее, и на стену лезть, и есть надежда, что она защитит в случае, если неожиданно прилетит сверху камень. Понятно, что если камень будет здоровый, то никакая каска не поможет. Вполне пойдет велосипедная, у нас были велосипедные, вот такие:

— куртка-ветровка (+30 к защите, +20 к стилю, -80 евро, у меня ветровки не было, пришлось купить), которая сможет защитить от дождя, ну и от ветра. Весит она мало, а пользы принесет много. Промокнуть в горах и идти на ветру — отстой невероятный.

— перчатки, типа велосипедных (+10 к скорости взбирания на скалы, +10 к комфорту, +10 к стилю, -25 евро). На фотографии меня выше их видно. В них гораздо комфортнее хвататься за скалы.

— трекинговые ботинки (с них надо было начинать, +50 к выносливости, +50 к скорости, +50 к защите, +50 к комфорту, +50 к мозолям на ногах, если несколько дней в них не походите заранее, -8 т.р. примерно). Самая важная штука, В кроссовках там делать нечего, трекинговые ботинки реально рулят. Там много всяких заморочек с тем, какие именно, я взял средней понтовости, мне кажется, здесь экономить не стоит. Вот статья как выбрать такие ботинки.

— трекинговые носки (необязательны, но, говорят, дают +10 так и не понял к чему, но купил, -900 р)

— палки для трекинга/хайкинга (необязательны, но дают +30 к скорости, +30 к выносливости, +50 к здоровью составов, -5 евро по-моему за аренду у гида). Я в первый раз с такой штукой столкнулся, но она реально спасает, когда уже сил идти нет. Мы юзали вот такие:

— минимальный набор обычной одежды (внизу жарко, не помешают шорты и футболка, наверху холодно, по-любому потребуется свитер или что-то в этом роде, еще одна, а лучше две футболки, во второй день очень не захочется одевать влажную, грязную и мерзкую футболку, все это даст +30 к комфорту)

— мобилка чтобы делать селфи или фотоаппарат если вы задрот (-50 к скорости восхождения,+50 к лайкам в инстаграме и вконтакте)

Резюмируя, скажу, что лучше брать всего по-минимуму, у меня рюкзак весил меньше 10 кг, а когда ползли на вершину, вообще мб кг 5, но когда я его снимал, ощущалось, как будто кг 30 скинул.

Я в очередной раз отвлекся. Обратно к процессу:

Мне особо думать по ходу не приходилось, поскольку у меня был гид, который все шарил. Там в принципе везде есть указатели, по которым можно догадаться в каком направлении двигаться, но на деле мне бы они точно не помогли.

По началу шли через леса, ничего особо интересного и живописного не наблюдалось. Когда вышли в некую долину, стало немного по-интереснее. А самое главное — небо выглядело весьма обнадеживающе.

IMG_4294 IMG_4302

Мне, как человеку не подготовленному, идти было местами тяжеловато, поскольку тем у нас было по началу довольно бодрый. Но я периодически делал фотопаузы. Типа, «давай остановимся, да не, не устал, просто фотографию сделать хочу». Это позволяло немного восстановить дыхание.

IMG_4305 IMG_4308 IMG_4313 IMG_4338 IMG_4341

В общем по отчетам других людей, что я смотрел в интернете, им с погодой и соответственно красотами везло больше. У них и бараны, и коровы на дороге попадались, и пейзажики по-веселее:

Отчет номер 1

Отчет номер 2

Отчет номер 3

Где-то в часу дня по-моему мы дошли до водникова домика. Это первая хижина на пути.

IMG_4376IMG_4360IMG_4353IMG_4350

Дальше уходили все выше, облаков становилось все больше. А вот тут даже видно как вертолет везет груз видимо в какую-то из хижин. Доставка понятное дело затруднена, поэтому чем выше, тем продукты становятся дороже. Кстати о еде — про нее лучше не забывать, как это вышло у меня. Я взял только пару шоколадок и пару сникерсов. Если бы гид меня не подкармливал, мне бы пришлось туго либо пришлось отдавать по 10 евро за какие-нибудь макароны с тушенкой, чего мне в тот момент делать не хотелось. IMG_4386 IMG_4389 IMG_4391 IMG_4408

IMG_4412 IMG_4415

Путь от домика Водника до хижины Планика был для меня физически непрост. Уже становилось и скал по-больше, и были места непростые для прохождения, но если участок был опасным, там везде вбиты разнообразные колышки и так называемая via ferrata, типа перил, за которые можно удобно держаться и даже повисать при необходимости. Поскольку участки были сложные, а времени было немного, я камеру не доставал, хотя была парочка реально интересных мест, где нужно было ползти, удерживаясь за колышки фактически над пропастью. По большому счету не особо опасно, ходят даже дети. Бывают и несчастные случаи конечно. Но, как сказал гид, регулярные смертельные случаи в горах вряд ли бы способствовали развитию туризма в Словении, поэтому там все довольно неплохо обустроено на сложных участках и все что требуется — это быть внимательным и аккуратным.

Часам к 4-5 вечера мы подошли к домику Планика. Он показалася на горизонте как раз в тот момент, когда я думал, что все силы меня уже покинули, так что я был рад вдвойне. Там мы снова перекусили и скинули лишние вещи, поскольку нам предстоял подъем на вершину. Погода реально портилась, и гид принял решение подниматься сегодня, не дожидаясь утра. Вообще считается, что лучше это делать утром, типа с утреца погода норм, а к вечеру всегда что-нибудь может пойти не так. Однако в нашем случае прогнозы были весьма туманные и был риск вообще никуда на следующий день не подняться.

Для подъема на вершины не нужно в принципе особо ничего кроме фотоаппарата (или мобильного телефона, чтобы делать селфи на вершине), поэтому у нас был всего один легкий рюкзак на двоих. Гид любезно предложил мне потаскать мой рюкзак на вершину. И вот тут я понял, насколько тяжела доля фотографа, как я уже писал выше — мне показалось, что я скинул кг 30 и тут же получил +50 к скорости.

Вот тут на фото как раз виден домик Планика:

А когда мы поднялись еще немного выше, стала видна другая хижина, с какой-то другой стороны горы. Я в подробности не вдавался, по приведенным мной ссылкам есть вся инфа для тех кому интересно. Тут кстати можно обратить внимание, что и на пути к вершине тоже можно встретить указатели:

Сам же путь был довольно непрост. Очень большой уклон, просто пешочком почти нигде не шли, приходилось карабкаться, а где то были совсем отвесные участки, причем пара из них была без металлических колышков. Там я ощутил все преимущества горной инфраструктуры, потому что без колышков мало того, что забираться сложнее, так еще и риски долбануться возрастают. Так что эти участки были самыми сложными и интересными. Но опять же, повторюсь — там ползают даже дети.

Финальный отрезок в некотором смысле был даже проще  там почти сплошняком шла via ferrata, что давало +50 к спокойствию. Осложняли путь только пробки на маршруте. Народу реально дофига, место то популярное. И туда народ шел плотным потоком, и обратно, а пространства то мало. Реально 1-2 метра тропинка, а с обеих сторон по 500 метров обрывы.

IMG_4445 IMG_4454 IMG_4456

Путь к вершине у нас занял порядка 2 часов. Погода портилась, но мне удалось снять несколько приличных фотографий в моменты, когда облака отступали:

Очень мне понравилось, как там на вершине сидят черные вороны, вносят нотку драматизма и величия, на мой взгляд. В принципе так или иначе люди регулярно падают, немного, но регулярно. Где-то таблички мемориальные даже есть.

На вершине стоит будка, у которой все фотографируются, вот тут ребята со словенским флагом позируют, напомню, на этом флаге изображен Триглав.

IMG_4465 IMG_4467IMG_4470

На вершине даже есть небольшой сувенирный магазин, где можно купил футболки, еще какие-то штуки и пиво. Я хотел привезти пиво с Триглава, но меня оттолкнули два момента — ценник 7 евро и масса бутылки, я осознал, что на следующий день каждый лишний кг будет на счету. Поэтому только купил открытку в домике Планика и на вершине поставил на нее печать (сервис прям поражает).

Обратно спускаться с одной стороны нифига не проще, но с другой все же проще, уже представляешь чего ожидать. Вечером со спокойной душой долбанули словенских настоек, макарон типа как по-флотски и ушли спать. Погода кстати в конец испортилась, ветер нефигово завывал всю ночь и лил дождь. Решение идти на вершину в первый день было реально правильным. Часов в 7 утра когда мы выдвинулись обратно, я могу ошибаться, но по-моему температура была +4, ветер реально сдувал с ног, не видно было вообще ничего. На вершину в таких условиях подниматься нельзя. Обратный путь по оригинальной задумке должен был лежать через долину 7 озер, которая считается офигенно красивым местом, при желании там даже искупаться можно было бы. Но тогда путь бы увеличился км на 10, к тому же мы бы ничего не посмотрели из за жуткой погоды, третьим фактором были мои ноги, которые чувствовали себя не лучшим образом. И, как это было ни печально, мы вынуждены были пойти обратно кратчайшим, не особо живописным маршрутом, на котором я почти ничего не наснимал из-за дождя и тумана:

IMG_4484IMG_4487IMG_4493

Вот разве что еще пара коротки видео с айфона:

Когда спустились вниз погода немного наладилась, хотя бы не было такого ветра, в какой-то момент начали появляться милые альпийские домики.

IMG_4498 IMG_4525 IMG_4528 IMG_4534

Это мы уже приближались к озеру Бохинь. Вообще несмотря на погоду, места были весьма приятные и там было чем заняться еще в течение нескольких дней, но, я считаю, за 5 дней в Словении я так успел сделать немало. Мы прошли через какие-то водопады, ручейки и тому подобные красивые природные штуки. Конечная точка нашего маршрута — озеро Бохинь. Первое по площади и второе по популярности после Бледа озеро в Словении. Вода в нем, говорят, еще чище, чем в Бледе. Оценить я этого толком не успел. Был невероятно уставший, хотя, повторюсь, очень жалко было находиться в непосредственной близости от таких мест и не бегать по ним с камерой и штативом.

IMG_4539 IMG_4547 IMG_4556 IMG_4581 IMG_4587 IMG_4603

Однако цель номер два была выполнена (первая — женить Славика была выполнена чуть ранее на Бледе) — Триглав был покорен. Так что я со спокойной душой удалился в гостиницу, которая представляла собой маленький домик типа того, что на фотографии выше. Владелец домика поздравил меня с успешным походом, посетовал на конфликтную ситуацию между Россией и Евросоюзом и отправил меня спать. Наутро по плану я выдвигался в сторону аэропорта Любляны. В очередной раз пожалел, что должен ехать. Погода с одной стороны испортилась еще больше, а с другой стороны на горах и на озере повисли офигенно живописные туманы. Я успел лишь сделать пару снимков рядом с автобусной остановкой. Вот тут памятник первым покорителям Триглава:

А это озеро Бохинь в тумане:

Ну и еще какой-то приятный домик:

Дальше на маршруте пейзажи были вообще огонь, так что я решил, что в следующий раз надо брать машину, чтобы не зависеть от транспорта. И кстати я в очередной раз убедился, что лучшие фото делаются ранним-ранним утром.

Кстати о технике — на Триглав я взял только одно стекло — 16-35/2.8L, он был заметно легче, чем 24-70/2.8L, и уж больно мне нравится фоткусное 16мм на полном кадре. Для пейзажей — то, что нужно. Пока небо было относительно ясным, снимал с поляриком, из-за него у меня правда почти везде виньетки по краям кадра, можно было бы обрезать или компенсировать в Raw-конверторе, но как то ни фотошоп, ни лайтрум мне не дали адекватного автоматического результата, а кроп делать не хотелось, чтоб не рушить геометрию кадров, так что оставил так как есть.